Чему учить бакалавров информационной безопасности? (статья)
Присоединение России к Болонской конвенции осенью 2007 г. потребовало перевода отечественной высшей школы на двухуровневую систему образования, предусматривающую подготовку в вузах бакалавров, магистров и специалистов.
Об особенностях проекта Государственного образовательного стандарта по направлению «Информационная безопасность», разработанного Учебно-методическим объединением по информационной безопасности (ИБ) совместно с учебно-методическим объединением РГГУ, участникам 11-го Инфофорума сообщил Е. Б. Белов, заместитель Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России.
Напомним, что целесообразность введения степени бакалавра, которую получают студенты после 4 лет обучения в вузе, долгое время вызывала споры. Однако после того, как осенью 2007 г. закон о переходе к двухуровневой системе образования был подписан президентом, от споров пришлось перейти к решению проблемы организационного и содержательного обеспечения его реализации.
В стандарт подготовки бакалавров разработчиками макета Государственного образовательного стандарта по направлению «Информационная безопасность» были включены три области профессиональной деятельности: объекты информатизации, включая компьютерные, автоматизированные телекоммуникационные системы, коммуникационные ресурсы, технологии обеспечения информационной безопасности и процессы управления информационной безопасностью. Более тонкая детализация будет производиться вузами, в соответствии с профилями, по которым они будут готовить бакалавров. Обязательным условием, без выполнения которого подготовка бакалавров невозможна, для высших учебных заведений является наличие профильной выпускающей кафедры по направлению «Информационная безопасность».
Согласно проекту в ходе обучения на бакалавров студенты будут готовиться к ведению эксплуатационной, проектно-технологической, экспериментально-исследовательской и организационно-управленческой профессиональной деятельности. В нем определены общекультурные и общепрофессиональные компетенции – знания, умения и навыки, которыми за годы обучения должны овладеть бакалавры, проходящие подготовку по направлению «Информационная безопасность».
«Основой этих компетенций, - отметил Е. Б. Белов, - является деятельностный подход, разработанный учеными еще советской школы». А потому в процессе обучения будущих бакалавров в области информационной безопасности планируется использовать формы и методы интерактивного обучения. На занятия в форме ролевых игр, компьютерных симуляций и т.д., согласно проекту стандарта, должно выделяться не меньше 20% учебного времени.
Разработчики включили в документ серьезные требования к кадровому и материально-техническому обеспечению учебного процесса. Так определено, что 50% преподавателей, ведущих подготовку бакалавров по образовательной программе в целом, должны имеет ученую степень и научное звание, а 6% должны быть докторами наук и профессорами. Также предусмотрено привлечение к образовательному процессу не менее 5% специалистов-практиков.
Вуз, ведущий подготовку бакалавров в области информационной безопасности, должен располагать лабораториями – по физике, сетей и систем передачи информации, технической защиты информации, аппаратных средств вычислительной техники, программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности. В компьютерных классах 1 современный компьютер должен приходиться на два студента, кроме того, все студенты должны иметь доступ в Интернет.
Проектом стандарта определены следующие профили подготовки бакалавров: безопасность компьютерных систем, организационное обеспечение информационной безопасности, безопасность объектов информатизации, безопасность автоматизированных систем, безопасность телекоммуникационных систем и информационная безопасность финансовых и экономических структур.
В настоящее время макет Государственного образовательного стандарта по направлению «Информационная безопасность» принят Рособразованием в качестве проекта. В ближайшее время он будет вынесен на обсуждение общественности. Окончательное утверждение документа, по словам Е. Б. Белова, может состояться уже в апреле 2009 г.