Разрешение – величина, позволяющая понять из какого количества точек
(пикселей) формируется изображение. Вне зависимости от технологии
формирования изображения, каждый видимый пиксель – это активный элемент
матрицы. Чем их больше – тем изображение четче, а проектор, дороже.
Когда речь идет о бытовой видео аппаратуре, разрешение принято
указывать так же как и для компьютерных мониторов, в виде двух цифр,
большая из которых показывает количество столбцов, а меньшая,
количество строк изображения. Например: 1024х768 или 1920х1080.
В проекционной технологии форма пикселя является квадратной, так что
соотношение сторон экрана можно вычислить, просто разделив количество
столбцов на количество строк (большее число на меньшее). Например:
1280/720=1,777777778, значит при разрешении 1280х720, формат экрана
будет 1.78:1 или 16:9.
Еще один простой математический трюк: для того, чтобы лучше понять
какова четкость картинки на том или ином проекторе, можно посчитать
разрешение в мегапикселях. Для этого к обозначению разрешения нужно
просто поставить знак “=” и посчитать что получилось. Например, Full HD
проектор “обсчитывается” так: 1920х1080=2073600, то есть 2.07 Мп.
Нетрудно подсчитать разрешение картинки и для видеоформатов, например,
DVD-диска. Для версии NTSC это будет выглядеть так: 720х480=345600=0.34
Мп, а
любительская видеокамера формата PAL записывает видео
768х576=442368=0.44 Мп.
Для чего мы так увлеченно считаем мегапиксели? Представьте себе
картинку размером полтора на два метра. В ее формировании могут быть
задействованы от 0.5 до 1.5 миллионов пикселей матрицы проектора.
Естественно, что при 0.5 Мп, изображение будет менее четким, чем в
случае когда оно создается втрое большим количеством точек. А чем
мельче точки и чем их больше, тем более слитным и детальным выглядит
изображение, и тем меньшее расстояние нужно для того, чтобы картинка
смотрелась комфортно и зернистость картинки
не бросалась в глаза.
Все доступные на сегодня проекторы по параметру разрешения можно
разделить на три группы: стандартного разрешения (SD, до 0.5 Мп),
высокого разрешения (HD или Full HD, 2 Мп) и некую промежуточную
группу, которую обычно называют HD Ready или 720р (0.7-1 Мп).
Классический стандарт
Проекторы стандартного разрешения имеют соотношение сторон 4:3 и
матрицу размером 800х600 точек, которое имеет общепринятое обозначение
SVGA. На таком проекторе без потерь можно смотреть DVD, эфирный сигнал
или сигнал от в видеоприставок прошлых поколений (PlayStation2,
например), то есть стандартные PAL (768x576) и NTSC (720х480).
Некоторые проекторы способны показывать такие сигналы, с попаданием
“точка в точку” и черным обрамлением из незадействованных пикселей
вокруг кадра, другие в обязательном
порядке растягивают картинку до размера матрицы. В зависимости от
качества электронной начинки проектора, может быть предпочтительным
либо буквальное отображение кадра, либо его масштабированная версия.
Видео высокого разрешения, которое записыватеся на дисках Blu-ray и
используется в современных приставках (PlayStation3) будет отображаться
с потерей детальности, поскольку полное высокое разрешение составляет
1920х1080 точек, что значительно больше разрешения матрицы. Однако,
даже на проекторе стандартного разрешения Full HD видео выглядит более
детальным и четким, чем картинка DVD. Наш практический опыт показал,
что при отображении рабочего стола компьютера, имеющего разрешение
1280х800, то есть фактически
вдвое превышающее по количеству точек SVGA, тексты остаются читаемыми,
а четкость картинки выше ожидаемой.
Крайне редко сегодня можно встретить проекторы стандартного разрешения
с широкоформатной (16:9) матрицей 854х480 точек. В ряде случаев это
может быть более удобным решением, чем SVGA проектор,именно по причине
широкоформатности матрицы, больше подходяще для кинотеатральных нужд.
Принципиальных проблем с воспроизведением фильмов разрешения PAL
(которым очевидно не хватает строк на 480-строчной матрице) на практике
замечено не было. Как правило четкость изображения от такого
масштабирования практически не страдает.
На пол пути к HD
Следующая группа проекторов имеет условное название HD Ready.
Условное оно потому, что на самом деле логотип HD Ready обозначает лишь
то, что проектор способен отображать HD сигнал, и при этом он совсем не
обязан иметь разрешение выше стандартного. Но так уж получилось, что
понятие HD Ready “прилипло” к проекторам имеющим разрешение 1280х720
(720p) или 1280х800 (WXGA). В последнее время стало нормой использовать
в быту проекторы с разрешением 1024х768 (XGA), которые при аналогичном
количестве строк,
отличаются от предыдущих меньшим количеством столбцов (меньшей шириной
матрицы) и имеют формат 4:3. Они так же попали под это название,
поскольку четкость изображения на них очевидно выше, чем на проекторах
стандартного разрешения, но столь же очевидно ниже, чем на проекторах
разрешения высокого.
Если рассматривать широкоформатные модели, то они по показателю
четкости находятся ровно посредине между SD и Full HD проекторами. А
XGA проекторы могут проявлять себя по-разному в зависимости от способа
их использования. Видео формата 4:3 на них смотрится действительно на
высоком уровне, так же как и на проекторах 720р и WXGA. Если же вписать
в матрицу 1024х768 кино формата 16:9 или 2.35:1 по ширине кадры, мы
получим честное стандартное разрешение. Что, смотрится, кстати, совсем
не плохо. Вообще надо отметить
тот факт, что преимущество высокого разрешения актуально далеко не со
всех точек зрения и не на всяком контенте. Есть целый ряд случаев,
когда даже SVGA проектор оказывается абсолютно достаточным решением,
отвечающим всем требованиям. Но об этом немного позже, а пока расскажем
об элите проекционного мира.
Полное HD
Разрешение полной высокой четкости 1920х1080 точек имеет много
названий. Производители видео техники называют его Full HD (и уже
превратили это в запоминающийся маркетинговый бренд), в киноиндустрии
принято название 2к (то есть “две тысячи”, по количеству столбцов в
кадре), а в компьютерной терминологии это разрешение – разновидность
WUXGA, если же речь идет о разрешении записанного видео, обычно
употребляют термин 1080р.
На этих проекторах любое видео, c DVD, Blu-ray, игровой приставки и
любого другого бытового источника сигнала будет отображаться либо с
искусственным увеличением разрешения, либо “точка-в-точку”. Для
организации домашнего кинотеатра с большим экраном (диагонали от 3-х
метров и более), Full HD – единственно верный вариант, поскольку при
меньшем разрешении проектора картинка будет смотреться излишне рыхлой и
нечеткой. На экранах малого размера (1,5-2 метра диагонали или меньше)
Full HD картинка
смотрится пронзительно четко и детально, так, что можно рассматривать
подробности высокочеткого изображения, стоя буквально вплотную к
экрану. Это без сомнения самый высокотехнологичный и, при прочих
равных, самый качественный способ визуализации, но стоимость проекторов
такого класса вдвое превышает стоимость моделей HD Ready и втрое модели
SD разрешения.
Что нам дают эти цифры?
Помните, когда речь шла о форматах экрана, мы затронули понятие
“эффективность использования матрицы проектора”? Это было сделано не
случайно, поскольку данный показатель напрямую влияет на видимую
четкость изображения. Если, к примеру, на проекторе формата 4:3 мы
смотрим широкоформатное кино (2.35:1), оставив вверху и внизу черные
полосы, то на самом деле работают чуть больше половины пикселей матрицы
и разерешение картинки будет вдвое меньше, чем при просмотре фильма
формата 4:3. Например при просмотре
кино формата 2.35:1 на проекторе с разрешением 800х600, рабочая область
будет всего 800х340 точек.
А вот обратный вариант, когда при просмотре кадра 4:3 на проекторе с
разрешением 16:9, происходит обрезка кадра с боков, далеко не так
фатален. С математической точки зрения, потери то же довольно таки
большие (1440х1080 вместо 1920х1080). Например на Full HD проекторе
вместо честных 2-х мегапикселей мы получаем только полтора. Но в кино
все решает не ширина, а высота кадра. Потерянные полмегапикселя
“обслуживают” периферическое зрение, так что их отсутствие
непринципиально. Даже кинотеатры (не домашние,
а большие, общественного пользования) проектируют исходя из высоты
экрана, а не из его ширины. Таким образом, ключевым значением в
разрешении является второе число, обозначающее высоту матрицы, а точнее
даже высоту конкретного изображения, в пикселях. Не даром, типовые
разрешения видеофайлов обозначают по количеству строк: 576i, 720p и т.п.
Теперь осталось решить последний вопрос: какое разрешение достаточно
для домашних условий? Однозначного ответа нет, да и его не может быть,
поскольку в выборе разрешения проектора присутствует не только
техническая, но и финансовая сторона. Отвлеченно от денег можно
однозначно сказать, что чем больше, тем лучше, но “гоняться за
пикселями” мы настоятельно не рекомендуем. На восприятие изображения
разрешение, конечно же, влияет, но это не основной параметр,
гарантирующий качество изображения. Гораздо
важнее учесть яркость, реальный контраст, а основополагающим
показателем является качество цветопередачи, которое, кстати,
невозможно измерить и запротоколировать в спецификации.
Практика показывает, что при правильно выбранной дистанции, для экрана
диагональю до 1.5=2 метров приемлемы проекторы любого разрешения. Для
того, чтобы убедиться в этом, посмотрите на заглавные картинки разделов
отойдя от монитора на несколько метров - различия между ними будут уже
не столько принципиальны. Но это опять же тема нашего будущего
разговора. Чуть позже, мы более подробно взаимосвязь разрешения,
дистанции от зрительского места до экрана и физиологических
особенностей восприятия изображения, а по
вопросу разрешений проекторов на сегодня все.